Задачи системы образования: 2015/16 учебный год

Аннотация. 2015/16 учебный год – это третий год работы по новому закону «Об образовании в Российской Федерации» и четвертый год работы по решению приоритетных задач, поставленных в майских указах Президента. Автор статьи анализирует ход реализации основополагающих документов в развитии положений закона и указов – стратегий, концепций, стандартов и программ, призванных повысить доступность качественного образования, а также рассказывает о том, что еще предстоит сделать.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), воспитание, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), национальная идентичность, доступность, концепция математического образования, историко-культурный стандарт.

Новые программы

В числе особенно важных документов, принятых совсем недавно, – примерные основные образовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования. «На основе стандартов и с учетом примерных программ» – так предписано законом – школы и детские сады разрабатывают свои программы. С 1 сентября V классы начали учиться по ФГОС основного общего образования¹. Теперь необходимо вести разъяснительную работу с родителями: они должны понимать, что меняется в жизни их ребенка в связи с переходом на ФГОС.

Продолжается создание примерной программы старшей школы – общественные консультации по-прежнему проводятся на сайте: http://edu.crowdexpert.ru Он удивительно популярен: за полгода около 4 млн посещений, 80 тыс. активных пользователей.

Воспитание как часть образования

Повышение качества образования невозможно без особого внимания к воспитанию как неотъемлемой части образовательного процесса. И в стандартах, и в примерных программах много внимания уделяется воспитательной составляющей – мы говорим о личностных результатах образования, о программе воспитания и социализации как обязательной части примерной программы.

На федеральном уровне разработаны два ключевых документа: Стратегия развития воспитания в Российской Федерации², она недавно утверждена, и программа «Патриотическое воспитание в Российской Федерации», в июле с.г., она внесена в правительство. В ближайшее время мы представим федеральный план мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания. Он послужит основой для региональных планов.

Такой же алгоритм – и для программы патриотического воспитания.

Никто не предлагает посвящать воспитанию специальные уроки с объяснением нового материала и ответами у доски. Но каждая школа может проводить мероприятия, организовывать интересные детям и родителям события, которые будут обсуждаться в семьях, оставят теплые воспоминания.

В новом  учебном   году  мы  отмечаем значимые для нашей  страны  события, памятные даты. Это национальные праздники: День народного единства, День воссоединения Крыма с Россией, День Победы, День  России.  Это памятные даты российской истории и культуры – например, 1000-летие великого князя Владимира – Крестителя Руси, 70-летие  окончания Второй мировой войны,  100-летие со дня рождения Константина Симонова  и др. В каждом регионе есть и свои памятные даты,  связанные с его историей.

Чтобы  дети  приобщались к  культурным ценностям многонационального российского народа,  гордились своей страной, для формирования их национальной идентичности очень важно, чтобы система  образования не оставалась в стороне  от этих событий. В связи с памятными датами  в школах можно проводить открытые уроки,  творческие конкурсы, различные проекты. Обо всем разнообразии форм мы подробно рассказываем в письме «О календаре образовательных событий на 2015/16 учебный год»3, которое  в июле  было направлено в регионы.

Особые дети

В системе образования многое делается для организации работы с особыми  детьми, и эта проблема продолжает оставаться актуальной. В декабре  2014  г. были утверждены ФГОСы общего образования для детей с ограниченными возможностями  здоровья  (ОВЗ)4,  которые  вступят в силу с 1 сентября 2016 г., в 25 регионах продолжается их апробация.

В  школы поступило новое оборудование, проходят обучение педагоги и другие специалисты. Уже должны быть утверждены региональные планы действий  по обеспечению введения стандартов для детей  с ОВЗ, при Минобрнауки создана  координационная группа  по их введению. Радует тот факт,  что 50% детей с ОВЗ сегодня учатся в обычных школах, но нельзя допускать бездумную инклюзию, значительная часть специализированных школ и подразделений должна сохраниться. Чтобы обсудить эти проблемы, мы совместно с ФИРО проводим 26–28 октября 2015 г. первый в  истории России съезд  дефектологов «Особые дети в обществе».

Оценка качества

Рост качества образования невозможен без его объективной оценки. ЕГЭ в этом году был проведен объективно и честно. Столь же честно и объективно должна проводиться государственная итоговая аттестация в IX классах. От качества оценочных процедур во многом зависит отношение к учебному процессу учеников, их родителей и педагогов.

Анализ результатов ЕГЭ позволяет сделать выводы о качестве образования как в отдельном субъекте, так и в стране в целом и принять меры по его повышению. Результаты ЕГЭ – это  основание для совершенствования преподавания, для   повышения  квалификации  учителей, для улучшения образовательных программ, здесь мы готовы оказать организационную и методическую помощь.

Повышение качества образования невозможно без особого внимания к воспитанию как неотъемлемой части образовательного процесса. И в стандартах, и в примерных программах много внимания уделяется воспитательной составляющей – мы говорим о личностных результатах образования, о программе воспитания и социализации как обязательной части примерной программы.

Никто не предлагает посвящать воспитанию специальные уроки с объяснением нового материала и ответами у доски. Но каждая школа может проводить мероприятия, организовывать интересные детям и родителям события, которые будут обсуждаться в семьях, оставят теплые воспоминания.

В  новом учебном  году начнутся изменения ГИА. Помимо русского  языка и математики, девятиклассники должны будут выбрать еще два предмета. В последующие  годы  количество предметов по выбору будет  расти:  в  2018  г. – до трех, в 2020 г. – до четырех. Уже в 2017 г. баллы будут выставляться с помощью федеральной шкалы  и влиять  на оценку в аттестате.

Одна из новых форм оценки качества образования – всероссийские проверочные работы. Это разновидность промежуточной аттестации на соответствие результатов обучения школьников требованиям, установленным стандартами. Проверочные работы будут проводиться по единым материалам и оцениваться по единой методике. Проводить и проверять их будут учителя в своих школах и в сроки, удобные для школы.

Всероссийские проверочные работы в 2015/16 учебном году впервые напишут четвероклассники по русскому языку, математике и окружающему миру. В последующие годы, по мере утверждения примерных программ и внесения изменения в государственные стандарты, проверочные работы будут проведены и в других классах. Во многих регионах подобный опыт уже есть, но теперь мы говорим обо всей стране и ожидаем более значимые эффекты.

И еще новшество 2016 г. – введение ЕГЭ по китайскому языку в режиме апробации, вначале в тех регионах, где его активно изучают. Готовность принять участие в апробации уже заявили на Дальнем Востоке, в Москве и Санкт-Петербурге.

Оценка качества образования – это не только ГИА, ЕГЭ и проверочные работы, но и национальные исследования качества образования – НИКО. Мы также развиваем независимую оценку качества работы системы образования, которая проводится силами общественности.

К обсуждению темы независимой (общественной) оценки качества образования мы приступили еще в 2013 г. На федеральном уровне создана нормативная база, методические рекомендации были направлены в регионы, и теперь слово за регионами. На местах должны быть разработаны регламенты, созданы общественные советы, в полномочия которых входит проведение независимой оценки. Должны быть определены организации-операторы этой оценки. И здесь важно избежать формальных решений, договориться о содержании оценочных процедур, понятных не только специалистам, но и широкой общественности. Хорошо известно, какой интерес в обществе вызывают всевозможные рейтинги, пусть даже возникают дискуссии по поводу целесообразности тех или иных методов ранжирования.

Это только начало пути, промежуточные итоги этой работы в регионах мы хотели бы подвести в конце года.

Новые технологии

Повышение качества образования немыслимо без изменений в образовательных технологиях. Следующая новация 2015/16 учебного года – электронные учебники. У всех учебников, включенных в федеральный перечень, теперь есть электронная версия5. С 1 сентября школы могут использовать (в том числе одновременно) как бумажные учебники, так и электронные.

Всех учителей нужно научить работать с электронными учебниками. Координатор этой работы – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Во всех федеральных округах академия проводит семинары-совещания, посвященные электронным учебникам, начинается подготовка тьюторов из регионов, которые, в свою очередь, обучат учителей на местах.

Содержание и методы обучения

 Рост качества образования невозможен без постоянного совершенствования содержания и методов преподавания учебных предметов.

С 1 сентября в школах появились новые учебники истории, написанные на основе Историко-культурного стандарта6. На конкурс было представлено восемь линеек, три прошли экспертизу и включены в федеральный перечень. К новому учебному году будут изданы брошюры по трудным вопросам отечественной истории. С участием двух институтов РАН подготовлено порядка 500 тьюторов из регионов.

Реализуется Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р7. Ее ключевой посыл – «нет детей, неспособных к математике», при этом особое внимание уделяется поддержке мотивированных детей, потому что повышенный интерес к учебе – главное условие выдающихся результатов. В 2015 г. каждый десятый учитель математики пройдет обучение по вопросам обновления структуры и содержания математического образования. Как и было предусмотрено Концепцией, ЕГЭ по математике был впервые проведен на базовом и профильном уровнях.

Одной из мер по повышению качества преподавания и изучения русского языка должна стать Концепция школьного филологического образования, проект которой активно обсуждается в рабочей группе под руководством председателя Государственной думы Федерального собрания РФ Сергея Нарышкина.

В этом году на ЕГЭ по русскому языку и математике есть некоторые улучшения – в среднем рост составил 3 балла. Динамику результатов по русскому языку мы связываем прежде всего с успешным введением итогового сочинения.

Дошкольное образование

К 1 января 2016 г. должно быть выполнено положение указа Президента о всеобщей доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет8. Сейчас средний показатель доступности близок к 100% в большинстве регионов. Вопрос этот остается по-прежнему актуальным, ведь численность детей в нашей стране неуклонно растет благодаря эффективной демографической политике государства.

Всех учителей нужно научить работать с электронными учебниками. Координатор этой работы – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Во всех федеральных округах академия проводит семинары-совещания, посвященные электронным учебникам, начинается подготовка тьюторов из регионов, которые, в свою очередь, обучат учителей на местах.

Продолжается переход на новый ФГОС дошкольного образования9, и задача регионов здесь – обеспечить этот процесс за счет обучения педагогов, поставок оборудования в сады, общей поддержки дошкольного образования.

Нужно активно развивать вариативные формы дошкольного образования – частный сектор, семейные детские сады, заимствуя опыт тех регионов, где это удается, например, Самарской области с хорошо известным проектом «Билдинг-сад».

Школьное образование

Демографическая политика, проводимая Президентом и Правительством РФ, дает результаты: число детей школьного возраста каждый год увеличивается, и рост будет продолжаться. Это, конечно же, не может не радовать, но возникает необходимость решения проблемы доступности качественного школьного образования.

К сожалению, более 1 млн 800 тыс. детей учатся во вторую смену, в третью –13 тыс. Программы, принятые регионами, дают результаты, удается сдерживать рост сменности, число детей в третьей смене в прошлом году сократилось значительно, но этого недостаточно. Министерством разработана программа, предусматривающая поддержку регионов в создании новых мест, сейчас она проходит согласование в Правительстве.

За 10 лет совместными усилиями предстоит создать 6,5 млн новых мест. Мы должны не только строить новые школы, но и развивать дистанционное обучение, сетевое взаимодействие, открывать общеобразовательные классы на базе техникумов и вузов. Это позволит и увеличить количество мест, и обеспечить рост качества образования.

Дополнительное образование детей

Очень важно, что в последние годы мы говорим о доступности не только общего, но и дополнительного образования. Утвержденная Правительством Концепция развития дополнительного образования детей10  реализуется в регионах через  различные территориальные модели, которые,  в конечном счете, позволят достичь показателей, заданных майским указом Президента. К 2020 г. число детей от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, должно достичь 70–75% в общей численности детей этого возраста.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 гг.11 предусмотрены значительные средства на конкурсную поддержку  региональных моделей  развития дополнительного образования, поддержку  талантливых детей и молодежи, их активное вовлечение  в различные формы внеурочной деятельности,  в  том  числе  в  социальную  практику. Особо  важными  станут мероприятия по формированию принципиально новых моделей управления и финансирования системы дополнительного образования.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 гг. предусмотрены значительные средства на конкурсную поддержку региональных моделей развития дополнительного образования, поддержку талантливых детей и молодежи, их активное вовлечение в различные формы внеурочной деятельности, в том числе в социальную практику. Особо  важными  станут мероприятия по формированию принципиально новых моделей управления и финансирования системы дополнительного образования.

Профессиональное образование

Как сказал  Президент России  Владимир Путин, именно те регионы, которые  добились существенного прогресса  в развитии среднего профессионального образования, как правило, являются лидерами регионального рейтинга и демонстрируют высокую социально-экономическую динамику12. Растет роль среднего  профессионального образования (СПО) для малого  и среднего  бизнеса, оно становится ключевым фактором формирования в России  среднего  класса, и мы  говорим о необходимости повышения статуса СПО в обществе  и государстве.

Акцент в развитии профессионального образования нужно  делать  на  связь с практикой, с работодателями. Во многих   регионах  успешно   внедряются схемы практико-ориентированного образования (в  том  числе  дуального). В  2014–2015  гг.  из  средств   ФЦПРО13 были поддержаны комплексные программы  развития профессионального образования в 45 регионах. В следующем году министерство продолжит оказывать государственную поддержку развития региональных систем   профессионального образования. Программа поддержки будет нацелена на масштабное внедрение практико-ориентированных схем обучения, в государственную итоговую  аттестацию будет введен  демонстрационный экзамен. Предстоят развитие инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, расширение участия  субъектов Российской  Федерации в конкурсах профессионального мастерства по методике  WorldSkills.  Апробацию данных инициатив  планируется  проводить  по 50 наиболее востребованным и перспективным  специальностям СПО, которые будут одобрены Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям в текущем году.

Поддержка педагогов

Ключевую роль в повышении качества образования играет учитель. Правительством  принята Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная  Правительством РФ 28  мая  2014  г.

№ 3241п-П8; утвержден также профессиональный стандарт  педагога. В соответствии с рекомендациями педагоги- ческого сообщества срок его внедрения перенесен на  1 января 2017  г., но под- готовка идет уже сейчас, обсуждаются различные темы, связанные с профессиональным стандартом. В их числе — разработка и утверждение уровней  квалификации педагога  (обсуждается от четырех  до шести уровней) и соответствующих им должностей, например, учитель-наставник. Минобрнауки России рекомендует продолжить обсуждение этих вопросов  в регионах, в педагогических коллективах: на основе  их мнений можно будет принять взвешенное решение  о том,  как  лучше  обеспечить карьеру  учителя  и  сделать  работу  педагога с детьми более адресной.

Важный инструмент внедрения профессионального    стандарта,    повышения   качества   работы   учителей   и  вос- питателей на основе их реальной квалификации – эффективный контракт.  Для успешного  развития педагогической деятельности нам необходимо связать повышение зарплаты с реальной квалификацией педагога   и  повышением  качества   образования.  В  этой  связи мы думаем о том, как сделать более прозрачными и доступными процедуры аттестации, – есть опыт отдельных  регионов,  где учителя  по желанию проходят независимую оценку квалификации, сдают ЕГЭ по своему предмету и на основе такой  оценки  понимают свои квалификационные дефициты, идут на курсы, чтобы их устранить.

Весной мы заключили с регионами дополнительные соглашения о повышении оплаты  труда на текущий  год, фактически договорились сохранять зарплату педагогов  дошкольного образования на уровне 100% от средней зарплаты в школе;  зарплату  школьных  педагогов   – на уровне  100%  от средней  зарплаты в регионах.  С учетом  непростых экономических условий,  поставлена задача сохранить зарплату  в номинальном выражении педагогам дополнительного образования детей, педагогам и мастерам производственного обучения.

Работа в условиях бюджетных ограничений

Ни для кого не секрет,  что система  образования сейчас работает в условиях жестких  бюджетных ограничений.  Тем не  менее   государство   не  снижает   уровень  социальных гарантий, по-прежнему оказывает серьезную поддержку регионам для обеспечения доступности образования. Это софинансирование следующих региональных программ:

  • модернизация дошкольного образования, в 2014 г. – 50 млрд руб., в 2015 г. – 30 млрд руб.;
  • программа «Доступная среда» и строительство в регионах объектов в сфере образования, в 2014  г. – 6,6 млрд руб., в 2015 г. – 10 млрд руб.;
  • развитие спортивной инфраструктуры в сельских школах, в 2014 г.  – 1,8 млрд руб., в 2015 г. – 1,8 млрд руб.;
  • субсидии в рамках Федеральной целевой программы развития образования, в 2014г. – 2,1 млрд рублей, в 2015 г. – 1,8 млрд рублей.

Федерация также выделяет значительные средств на обеспечение жильем детей-сирот; в 2014 г. это 6,5 млрд  руб., в 2015 г. – 6,9 млрд руб.

Всего в 2014 и 2015 гг. в эти мероприятия  вложено почти 120 млрд руб. – огромные деньги.

В следующем году министерство продолжит оказывать государственную поддержку развития региональных систем профессионального образования. Программа поддержки будет нацелена на масштабное внедрение практико-ориентированных схем обучения, в государственную итоговую аттестацию будет введен демонстрационный экзамен. Предстоят развитие инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, расширение участия субъектов Российской Федерации в конкурсах профессионального мастерства по методике WorldSkills.

Эта тенденция сохранилась и в новой ФЦПРО: на 2016–2020 гг. запланированы значительные средства на развитие образования, в том числе через субсидии регионам. Например, будут выделяться деньги на новые организационно-экономические модели в дошкольном образовании, на создание сети инновационных школ, на модернизацию технологий и содержания обучения в конкретных предметных областях. Чтобы участвовать в конкурсах и получать субсидии, необходимо, как и раньше, софинансирование из региональных бюджетов. Показатели и индикаторы региональных  программ должны  соответствовать основным целям ФЦПРО, и это зачастую вызывает большие трудности.

Еще одна целевая  программа на ближайшие пять лет – «Русский язык»14. Регионы впервые смогут получить субсидии на развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов-русистов и тех, кто исследует  русский язык. За пять лет на это планируется выделить 825 млн руб., обучение пройдут более 16 тыс. специалистов.

Веблиография

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован в Минюст  России  от 1 февраля  2011 г. № 19644). URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. 8.06.2015. Федеральный выпуск № 6693. URL: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № ДЛ-173/08 «О календаре образовательных событий на 2015/16 учебный  год». URL: http://minobr.gov-murman.ru/press/event/107916/
  4. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%B%D1%83%D0%BC% D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/5132
  5. Приказ    Министерства  образования и науки Российской  Федерации (Минобрнауки России)  от 5 сентября 2013 г. № 1047 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,  основного общего,  среднего общего образования» // Российская газета. 01.11.2013. Федеральный выпуск № 6223. URL: http://rg.ru/2013/11/01/uchebniki-dok.html
  6. Проект «Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». URL: http://www.distedu.ru/mirror/_hist/ www.1september.ru/ru/his/2000/no08.htm
  7. Распоряжение Правительства Российской  Федерации от 24 декабря 2013 г.№ 2506-р «О Концепции развития математического образования в Российской Федерации». URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0% BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5% D0%BD%D1%82%D1%8B/3894
  8. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». URL:  http://docs.cntd.ru/document/902349880
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://www.firo.ru/?page_id=11680
  10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№ 1726-р об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей. URL: http://www.firo.ru/?page_ id=18415
  11. Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 29 декабря 2014 г.
Примечания:

¹ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

² Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

3 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.06.2015 № ДЛ-173/08 «О календаре образовательных событий на 2015/16 учебный год».

4 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 сентября 2013 г. № 1047 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

6 Проект «Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».

7 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р «О Концепции развития математического образования в Российской Федерации».

8 Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».

9 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

10 Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

11 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р, утверждающее Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы.

12 Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. 21 июня 2013 г., Санкт-Петербург.

13 См.: URL: http://фцпро.рф/

14 Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 481 «О федеральной целевой программе “Русский язык” на 2016–2020 годы».

7