Выводы эксперта о российских детских садах вселяют оптимизм

Международная конференция «Тенденции развития образования» в феврале текущего года состоялась уже в 13-й раз. Как обычно, на нее съехались сотни участников из российских регионов, а также специалисты в сфере образования из зарубежных стран.

Темой конференции 2016 года стало обсуждение профессионального роста работников образования. Хотя она была сформулирована так: «Кто и чему учит учителя», речь шла не только о школьных преподавателях, но и о дошкольных педагогах и воспитателях.

Среди большого числа авторитетных экспертов в области образования, принявших участие в работе конференции, следует назвать доктора философии van Oudenhoven Nico из Голландии. На международном форуме в Москве он представлял организацию «Международные инициативы развития детей» (ICDI). Сферу его научных интересов можно коротко сформулировать, как «благополучие маленьких детей». Этому вопросу посвящены многочисленные статьи, касающиеся условий жизни и потребностей дошкольников,; психосоциальных инструментов для оценки их развития; а также измерения уровня оказания услуг для маленьких детей.

Заявление доктора о том, что российские детские сады – лучшие в мире, прозвучало на конференции сенсационно. Тем не менее, это не голословное утверждение, утверждает его автор. Мнение формировалось несколько лет, в течение которых van Oudenhoven Nico приезжал в Россию, принимал участие в различных научных форумах, имел возможность побывать в дошкольных учреждениях не только столицы, но и в других уголках страны.

Еще в 2012 году на конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста доктор давал подобную оценку одному из российских детских садов. С тех пор он посетил Ханты-Мансийск, Якутск, Сургут, Нижневартовск, Нижний Новгород, Киров, изучая на местах систему дошкольного воспитания, общаясь с сотрудниками детсадов и их воспитанниками. Все увиденное лишь укрепило убеждение van Oudenhoven Nico в том, что российская система может быть рекомендована в качестве примера, о чем он и сообщил с трибуны конференции.

Отмечая существенные преимущества российской системы в мировой образовательной сфере, эксперт отметил такой важный фактор, как самостоятельное существование детских садов, их обособленность от школы. Автономность детсадов, характерная для РФ, отражается и на подходе к детям. Если во всем мире делается акцент на обучение, то в России на первое место выдвигается воспитание.

Во многих странах распространена ситуация, когда для дошкольников выделяют блок в школьном здании, где дети сидят за партами, как это принято в Америке или Канаде, а также в ряде других стран, а то и вовсе на полу, как в азиатском регионе. По мнению эксперта, вряд ли в таких условиях можно создать правильный режим.

Российские дошкольные педагоги, также признанные доктором van Oudenhoven Nico лучшими в мире, обеспечивают малышам широкий круг разнообразных занятий, которые гораздо более вариативны, чем в других странах. Если в Европе главной задачей является привитие навыков чтения, письма, счета, т.е. тех умений, которые дети обязательно получат в школе, то в российских садах больше внимания уделяется всестороннему развитию детей.

Разнообразные досуговые практики, практические занятия, общение с животными, спортивные упражнения, закаливание, овладение основами творчества, участие в детских праздниках – все эти общеразвивающие мероприятия, по мнению эксперта, способствуют воспитанию культурного человека.

Во многих российских детсадах имеются бассейны, спортивные площадки, которые активно используются по назначению. Дети занимаются музыкой, танцами, рукоделием и даже кулинарией. Таким образом, обучение – не доминирующее занятие, а лишь одна из составляющих процесса воспитания, – подчеркнул глава ICDI. Все это закладывает основы формирования гармоничной личности.

Объективно оценивая российское дошкольное образование, доктор van Oudenhoven Nico отметил и имеющиеся недочеты. По его мнению, любая система хороша, когда развивается. Поэтому для дальнейшего роста необходимо активнее участвовать в международных конференциях, совещаниях, обмениваться опытом с коллегами, внедрять инновации, признанные в мире, адаптируя их под местные условия.

Еще одно направление, требующее усовершенствования, – создание равных условий для детей с особыми потребностями, т.е. внедрение инклюзивного образования. Также следует обратить дополнительное внимание на работу с детьми эмигрантов.

Доктор психологии также посоветовал пересмотреть подход к дизайну зданий, в которых размещаются дошкольные учреждения. В общей массе – это типовые проекты, реализованные по всей стране. А ведь в мире накоплен достаточный опыт в этом плане, так что поучиться есть чему.

«Высокая оценка организации дошкольного образования в России, – еще раз подчеркнул van Oudenhoven Nico, – базируется на всестороннем изучении вопроса. Безусловно, интересные варианты встречались и в других странах. К примеру, произвел впечатление спартанский детский сад под открытым небом на лесной опушке. Тем не менее, объехав десятки стран и глубоко вникнув в вопрос, я уверенно выдвигаю на лидирующие позиции детские сады РФ».

Что ж, объективная оценка со стороны позволяет адекватно оценить свою деятельность, осознать сильные и слабые стороны, взвесить потенциал для дальнейшего развития.

0