VI Петербургский образовательный форум: педагоги страны сверили курс

В конце марта педагоги России уже в шестой раз съехались в Санкт-Петербург на свой ежегодный образовательный форум, в работе которого приняла участие первый зам. министра образования и науки РФ Наталья Третьяк. Местом встречи традиционно стала библиотека имени Б.Н. Ельцина, в знаменитом здании Синода на Сенатской площади. Ежегодно на эти форумы выносятся важнейшие стратегические вопросы развития системы образования в разных частях РФ, применения новаторских методик, обмениваются мнением чиновники, общественные деятели и работники образования. Это также площадка, на которой обсуждаются проблемы, решить которые можно лишь на государственном уровне.

Традиционно, повестка шестого собрания обширна и разнообразна.  Она дает педагогам возможность поделиться наработками, обменяться опытом и мнениями по насущным проблемам образования и воспитания поколения будущего, сверить курс. Учитывая, что на образовательный форум собираются более четырех тысяч представителей всех регионов, каждому из которых есть что рассказать коллегам, общение в результате выливается в итоговые документы, которые определяют дальнейшую стратегию движения вперед.

VI Петербургский образовательный форумНе стал исключением и нынешний форум. Тему для обсуждения на пленарном заседании 26 марта выбрали следующую: «Образование и мир детства: новый взгляд». О ее актуальности красноречиво говорит уровень представительства высоких гостей. Министерство образования и науки РФ представляла Наталья Владимировна Третьяк. Участников форума также приветствовали губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, вице-губернатор В.В. Кириллов, председатель комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Ж.В. Воробьева, президент Российской академии образования и президент Санкт-Петербургского государственного университета Л.А. Вербицкая, а также ведущие профильные специалисты страны.

VI Петербургский образовательный форумСобравшиеся заинтересованно восприняли обращение Натальи Третьяк, отметившей, что строя современную систему образования, нельзя ни на минуту забывать о личности ребенка, отводя ей главное место. Вот почему задача – не просто дать стандартный набор знаний. Образование неразрывно связано с воспитанием, развитием личности, привитием ей моральных ценностей, принятых в обществе. А это может обеспечить только всесторонняя система преемственности между поколениями, устои и традиции передаются от старших младшим.

Идея приоритетности личности ребенка не возникла внезапно, — продолжила Третьяк Наталья Владимировна. В документах, разработанных на протяжении ряда лет Минобразования и науки, касающихся совершенствования системы образования, в частности, федеральных образовательных государственных стандартах, она проходит красной линией. К примеру, ФГОС для дошкольного образования отмечает необходимость сохранения уникальности и самоценности детского периода в жизни человека. Госстандарт для школьного образования также провозглашает, что развитие личности ученика — цель и основной результат процесса обучения.

VI Петербургский образовательный форум«Действующая Концепция инклюзивного образования, — сказала Наталья Третьяк, — дала возможность детям с особыми потребностями получать качественное образование, чувствовать себя полноценными членами коллектива. Имеются ввиду ученики, для которых разрабатывают индивидуальные программы, и дети с ограниченными физическим возможностями. В результате внедрения Концепции свыше 50 процентов детей-инвалидов получили возможность посещать общеобразовательные школы».

Наталья Владимировна с гордостью отметила, что признание возросшего уровня российского образования происходит и за пределами страны. «Успехи школьников России, которые традиционно занимают высокие места в международных предметных олимпиадах — яркое подтверждение достойного уровня нашей образовательной системы, — подчеркнула она. – Да и в международных рейтингах PISA, TIMSS и PIRLS мы, как говорится, неизменно на высоте».

2