Концепция преподавания русского языка и литературы – долгожданный и своевременный документ

Два года назад на съезде Всероссийской ассоциации преподавателей русского языка и литературы был поднят вопрос о гуманитарном кризисе в стране, о несовершенстве государственных образовательных стандартов. Это обсуждение показало, что назрела необходимость разработки новой концепции изучения филологических предметов в школах.

В 2014 году проект документа, разработанного ассоциацией учителей-словесников, был представлен на суд общественности. Реакция оказалась заинтересованной, но отнюдь не однозначной. Это подтвердило, что проблем в преподавании литературы и русского языка накопилось достаточно, и к их решению следует подойти с полной ответственностью.

Концепция преподавания русского языка и литература В 2015 году была запущена работа по созданию концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях, а рабочую группу проекта возглавил председатель Государственной Думы федерального собрания Российской Федерации Сергей Нарышкин. В рабочую группу вошло значительное число экспертов и уважаемых преподавателей, филологи, представители общественности.

Концепция преподавания русского языка и литература – долгожданный и своевременный документ Как отметил на заседании рабочей группы по разработке концепции ее руководитель, председатель Госдумы Сергей Нарышкин, в ноябре начинается финальный этап общественного обсуждения проекта. Предстоит напряженная, интенсивная работа со всеми замечаниями и предложениями, которые поступят в ходе дискуссий, с тем, чтобы уже в январе будущего года утвердить окончательный вариант единой концепции школьного преподавания русского языка и литературы.

Для того, чтобы обеспечить возможность выразить свое мнение максимальному количеству заинтересованных лиц, обсуждение проекта будет организовано на самых разных уровнях – от классных часов в обычной школе до интернет-площадок, в частности, на ресурсе edu.crowdexpert.ru, – заверила первый замминистра Минобрнауки Наталья Третьяк. По большому счету, планируется широкая дискуссия о том, каким должно быть преподавание этих важнейших предметов. Ожидается, что не останутся в стороне и педагоги-практики, и эксперты в различных отраслях знаний, и творческие деятели. Не менее ценным будет мнение самих школьников и их родителей.

Участники обсуждения уже сейчас отмечают такие несомненные приоритетыУчастники обсуждения уже сейчас отмечают такие несомненные приоритеты, на которых базируется проект, как ориентация на отечественные традиции, формирование духовно–нравственного потенциала юного поколения, осовременивание процесса преподавания таких важных дисциплин.

Участники обсуждения уже сейчас отмечают такие несомненные приоритетыПо словам замглавы образовательного ведомства, итоговый вариант концепции преподавания русского языка и литературы в школах, принятие которого ожидается в начале 2016 года, станет базой для создания программ повышения квалификации преподавателей-словесников; для проведения экспертизы новых профильных учебников.

Единая Концепция, безусловно, отражает основные проблемы гуманитарного образования. Она является весьма своевременной, поскольку определяет реальные пути, ведущие к повышению качества изучения этих дисциплин.

«Сложно переоценить важность русского языка и литературы в нашей школе, ведь одним из основных принципов отечественного образования является его гуманистический характер», – подчеркнула Наталья Третьяк.

Как отметил С.Е. Нарышкин, школа должна научить ребенка думать. И помочь в этом призвана литература, которая выступает в роли воспитателя личности, развивает мыслительные способности. А овладение «великим и могучим» русским языком не только поднимет уровень филологической образованности в стране, но и станет объединяющим фактором для всего русского мира.

Концепция, сочетающая верность традициям с современными принципами преподавания, призвана сохранить целостность образовательного пространства РФ, стать преградой для антипедагогических экспериментов в школьном образовании. Позитивные изменения в преподавании филологических дисциплин в значительной степени зависят от внедрения Концепции.

0