Правовое регулирование научной деятельности : проблемы и пути решения

На современном этапе общественного развития все мы наблюдаем постоянное и повсеместное внедрение в нашу жизнь самых разных научных технологий, инноваций, моделей управления социальными процессами. С этим неразрывно связана повышенная потребность общества в квалифицированных и эффективных научных кадрах буквально по каждому из направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Наша страна всегда славилась своим уникальным интеллектуальным фондом. Однако гармоничное развитие общества и государства, ведущая позиция России на мировом рынке научных разработок и инноваций, эффективная и полноценная интеграция нашей страны в международное научное сообщество невозможна без четкого проведения в жизнь грамотной, тщательно продуманной, рациональной и прогрессивной научной, научно-технической  и инновационной политики.

Реализация данной политики требует соответствующего правового оформления.

Это свидетельствует не просто об актуальности, а о насущной жизненной потребности в качественном правовом регулировании общественных отношений, возникающих в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Действующий Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» был принят еще в 1996 году (23.08.1996 г. № 127-ФЗ). С учетом произошедших с тех пор социальных, экономических, технологических перемен, к настоящему моменту он, как принято говорить, морально устарел.

Правовое регулирование, предусмотренное данным Законом, не отвечает жизненным реалиям, актуальным потребностям науки. Он содержит в себе целый ряд недостатков. Это, например:

  • устаревший понятийный аппарат, зачастую не соответствующий Рекомендации ЮНЕСКО «О стандартизации международной статистики в области науки и техники» (Париж, 27.11.1978) и, тем самым, затрудняющий участие нашей страны в международных научных и научно-технических процессах. Международным стандартам не соответствуют даже такие базовые понятия как научно-исследовательская деятельность и экспериментальная разработка;
  • пробелы в правовом регулировании особенностей деятельности национальных исследовательских центров, наукоградов, инновационных кластеров;

Также отсутствует всесторонняя и целостная система поддержки инноваций, направленная на практическое внедрение результатов научной деятельности с использованием всех возможностей, представляемых действующим законодательством об интеллектуальной собственности (ч. 4 ГК РФ);

Характерна несоразмерность правовой регламентации. Ряду вопросов уделено чрезмерное внимание. Например, буквально на уровне технического регламента в Законе прописаны вопросы присвоения ученых степеней и присуждения ученых званий, подтверждения документов об ученых степенях. Другие же, не менее значимые проблемы вообще остались за рамками законодательного регулирования. Среди них можно назвать крайне важные вопросы о правовом статусе экспертных организаций, о критериях результативности деятельности научных работников и их объединений.

Главный же недостаток существующего Закона о науке и научно-технической политике заключается в том, что за прошедшие годы в результате многочисленных поправок он объективно превратился в бессистемный правовой акт, неспособный обеспечить последовательного, целостного и непротиворечивого механизма регулирования современной научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Понятно, что эти недостатки должны быть надлежащим образом ликвидированы.

Комплексное упорядоченное решение и создание эффективных механизмов правового регулирования общественных отношений в сфере научной, научно-технической и инновационной политики требует подготовки нового федерального закона, который будет носить систематизирующий характер.

Концепция и содержание такого акта должны быть тщательно и всесторонне проработаны, они должны основываться на выработке сбалансированных, простых и доступных вариантов правового регулирования каждого существенного аспекта научной, научной-технической и инновационной деятельности.

Поиск и выработка оптимальных решений требует участия в проработке соответствующих вопросов самого широкого круга участников. Это должны быть и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, и представители органов исполнительной власти, и, конечно же, — научные организации и молодые ученые.

Именно поэтому очень верным является решение о проведении работы над созданием нового закона о науке, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации на площадке органа, представляющего все наше общество – Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В работе над проектом закона, помимо членов Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям и Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, участвует и наше Министерство, и Министерство экономического развития, и Министерство финансов, и представители Общественной палаты Российской Федерации, Российской академии наук, Ассоциаций государственных научных центров и инновационных регионов России, большого числа организаций высшего образования и научно-исследовательских организаций.

В настоящее время рабочей группой ведется активная работа по проработке понятийного аппарата будущего закона, определению и формулированию принципов государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, основ государственной политики в соответствующих сферах, а также по закреплению положений, направленных на сохранение и активное развитие международного сотрудничества в области науки и высоких технологий.

Членам рабочей группы нужно очень тщательно разобраться в том, как формализовать такое многогранное понятие как научное творчество, как корректно определить научно-техническую, научно-экспертную и научно-просветительскую деятельность, как раскрыть содержание инновационной деятельности.

В этой связи нельзя не сказать, что в настоящее время большой вклад в идейную проработку и подготовку закона о научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации вносит Институт законодательства и сравнительного правоведения. С прошлого года Институт проводит крайне важную научно-исследовательскую работу на тему «Совершенствование правового регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». Ее результаты уже приносят свои плоды: они помогли участникам рабочей группы определить структуру будущего закона, основные вопросы, которые должны быть в нем определены, а также дали ориентиры по соответствующим объемам законодательного регулирования.

Основываясь на выработанных рабочей группой предложениях Министерством совместно с Институтом законодательства и сравнительного правоведения ведется подготовка формализованной Концепции нового закона о науке, научно-технической и инновационной деятельности. В ближайшее время мы закончим работу над текстом этого документа и надеемся, что концепция закона будет одобрена Правительством до конца текущего года, после чего мы приступим к работе уже непосредственно над текстом закона.

Надо сказать, что работа над текстом законопроекта уже сейчас активно ведется и в наших планах закончить его подготовку до конца следующего года и внести его в Госдуму. Полагаем, что в новом законе о науке, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации должны быть закреплены положения:

  • о видах, особенностях и специфике правового режима как научной, так и научно-технической и инновационной деятельности;
    Должны быть определены полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в соответствующих сферах;
  • о видах, правовом статусе и требованиях к инфраструктуре организаций, осуществляющих данную деятельность;
    Закон должен регламентировать экспертизу в соответствующих видах деятельности, в том числе о ее субъектах, их правах и обязанностях, о самом экспертном заключении и об использовании результатов экспертной деятельности;
  • о стратегическом планировании, прогнозировании и стимулировании научной, научно-технической и инновационной деятельности;
  • о финансировании указанной деятельности и создании соответствующих фондов поддержки;
  • об управлении результатами научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, а также о стимулировании использования, практического внедрения этих результатов;
  • об оценке результатов и мониторинге такой деятельности.

По нашему мнению, крайне важной частью нового закона должна быть глава, посвященная основному, центральному, самому важному субъекту любой научной, научно-исследовательской или инновационной деятельности – ученому (исследователю)!
Правовой статус ученого, государственные гарантии его деятельности и меры социальной поддержки, формы государственного и общественного признания достижений, деятельность научных коллективов – все это должно быть предметом наиболее пристального внимания, наиболее широкого и разностороннего обсуждения, не последнее слово в котором принадлежит вам – будущему российской науки, нашим молодым и перспективным ученым юристам.

Мы рассчитываем на ваше активное участие, на выражение вами конструктивных предложений и новых, прогрессивных идей, потому что вы и есть тот основной элемент, для которого создается и ради которого будет действовать будущий закон. Не стоит забывать, что именно сочетание опыта и молодости позволит сформировать объективный и сбалансированный подход к правовому регулированию науки, научных исследований и инноваций.

1