Единое образовательное пространство как залог устойчивого развития российского образования

17 ноября состоялось заседание межведомственной рабочей группы Совета при Президенте РФ по науке и образованию. Местом проведения был выбран зал коллегии Минобрнауки. Участники заседания на тему «Подготовка квалифицированных специалистов для социально-экономического развития регионов» обсудили необходимость развития единого образовательного пространства на всей территории страны, а также проект концепции стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на перспективу.

Открыв встречу, Н.И. Булаев, член Совфеда ФС России, возглавляющий межведомственную рабочую группу, сформулировал проблемы, существующие в системе образования страны. Для создания конкурентоспособной отечественной экономики, мощного инновационного экономического прорыва, необходимы специально подготовленные, имеющие высокую квалификацию кадры всех уровней. Ведь именно человеческий капитал является решающим двигателем развития экономики.

Выступая с основным докладом, Наталья ТретьякВыступая с основным докладом, Наталья Третьяк, первый замминистра Минобрнауки РФ, акцентировала внимание собравшихся на том, что работа в этом направлении ведется целенаправленно. Главными инструментами для формирования единого образовательного пространства служат разработанные и утвержденные федеральные государственные образовательные стандарты, а также созданные на их основе примерные образовательные программы по основным школьным предметам.

Именно благодаря внедрению этих механизмов можно достичь качественных результатов в образовании. Пока же наличие разных программ в регионах вызывает у школьников необходимость адаптироваться при смене учебного заведения, сложности при сдаче ЕГЭ.

Нынешняя система подготовки кадров не удовлетворяет и современный рынок труда, который стремительно развивается. Становятся востребованными новые профессии, на первый план выходят информационные технологии. Об этом напоминал и Президент РФ В.В. Путин: «Самое базовое условие развития экономики — это, конечно, высокоподготовленный и квалифицированный рабочий класс, инженерные кадры. Об этом мы никогда не должны забывать». Все это подтверждает, что назрела необходимость модернизации системы образования, укрепления единого образовательного пространства.

Единое образовательное пространство как залог устойчивого развития российского образованияВнедряя ФГОС, можно достичь выполнения стратегической задачи политики государства в области образования, поставленной Президентом, – восстановления преемственности между учебными учреждениями разного типа. Образовательные процессы, которые происходят в едином пространстве, направлены на формирование личности, гражданской позиции молодого человека.

Его ключевые параметры – это единство всех составляющих: содержания образования, воспитательного пространства, критериев оценивания знаний и умений. Отвечать единым требованиям должны и условия, в которых происходит учебный процесс. Это подразумевает не только разработку типовых проектов зданий, но и обеспечение образовательных учреждений необходимыми методическими пособиями, единый подход к оснащению профильных кабинетов, и соблюдение общих для всех СанПиНов. Таким образом, государство сможет гарантировать достижение заданного стандартом уровня образованности.

По словам Н.В. Третьяк, «единство содержания системы общего образования в настоящее время реализуется через поэтапное введение государственных образовательных стандартов». Так в минувшем году был введен в действие ФГОС дошкольного образования. Подходят к завершению работы по детализации требований к стандартам по русскому языку и математике. 2016 год станет годом внедрения ФГОС по остальным предметам.

Процесс развития единого образовательного пространства России еще не завершен. Необходимость дальнейшего обсуждения возникающих проблем и перспектив была признана всеми участниками заседания. Причем, делать это необходимо и на местном уровне – в регионах и городах страны.

Модернизация российского образования невозможна без педагогических кадров. Человеческий фактор в данной сфере играет решающую роль. Успешность освоения учащимися школьных предметов, формирование у них навыков самостоятельного поиска информации, умения решать учебно-познавательные задачи, напрямую зависит и от профессионализма, эрудиции преподавателей, и от их личных качеств. Закономерно поэтому, что вопрос о подготовке педагогических кадров, повышении престижности труда учителя поднимали многие участники заседания.

Задача, стоящая перед современными педагогами, – воспитание и обучение поколения будущего, а в итоге – повышение социально-инновационного потенциала общества. Добиться необходимых результатов учитель сможет, только опираясь на новое содержание образовательного процесса.

Закономерно, что решать эти задачи предстоит молодым педагогам. Возможность овладения в институте несколькими специальностями, перспектива получения практических навыков уже на первом курсе, значимость этапа вхождения выпускника вуза в образовательную среду, его социально-профессиональная адаптация в коллективе, создания условий молодым специалистам для карьерного становления, продвижения по ступенькам социального роста, – эти и другие вопросы также были вынесены на обсуждение на заседании. По-прежнему важной остается задача создания в обществе благоприятной среды для повышения социального статуса педагогов, формирования действенной системы поддержки молодых креативных специалистов, обеспечение их достойной заработной платой.

Еще одно важное звено в модернизации образовательного процесса – совершенствование работы методических центров на всех уровнях. Ведь их инновационная деятельность, сопровождение учебного процесса передовыми методическими разработками, напрямую отражается на эффективности единого информационного пространства РФ, повышении потенциала образовательных учреждений. Грамотно построенная методическая служба, являясь связующим мостиком между практикой и наукой, способствует творческому развитию педагогов.

Будучи неотъемлемой частью образовательного процесса, методические центры создают условия для инновационных преобразований в системе обучения, постепенно готовя сотрудников учебных учреждений к деятельности в новых условиях. Вот почему необходимо уделять самое пристальное внимание подготовке и переподготовке занятых в этой области сотрудников, организации для них курсов и семинаров.

Обсуждая доклад, участники заседания акцентировали внимание и на прозвучавшем в нем тезисе о необходимости сделать образование доступным для всех жителей огромной страныОбсуждая доклад, участники заседания акцентировали внимание и на прозвучавшем в нем тезисе о необходимости сделать образование доступным для всех жителей огромной страны. С внедрением ФГОС образования решать задачу станет легче, поскольку государство гарантирует обеспечение равных возможностей для всех категорий россиян, где бы они ни проживали, на всех этапах получения образования. Это, прежде всего, должно отразиться на сельских школах, где следует создать соответствующие стандарту материально-технические условия для претворения в реальность образовательной программы.

Серьезная проблема современной сельской школы – малая наполняемость. Здесь зачастую сидят за партами не более десяти учеников. Следует искать иные подходы к организации процесса, активнее внедрять оптимальные варианты обучения, чтобы не допустить закрытия малокомплектных школ.

Следующим в повестке заседания рабочей группы был вопрос о разработке долгосрочной стратегии научно-технологического развития РФ. Руководители ряда университетов страны, выступавшие по этому поводу, подчеркивали, что один из системных вызовов, которые переживает российская экономика, это повышение значения человеческого потенциала. Для усиления влияния образования на социально-экономическое развитие необходимо преодолевать рассогласованность между перечнем образовательных услуг и предъявляемым к ним требованиям со стороны рынка труда. Следует особое внимание уделить развитию системы профессионального и непрерывного образования, наладить дополнительное обучение взрослых, повышение их производственной квалификации и, при необходимости, переобучение. В таком случае появится возможность эффективно отвечать на новые запросы как российской, так и мировой экономики.

Подытоживая обсуждение, Николай Булаев еще раз обратил внимание членов межведомственной рабочей группы на важность внедрения федеральных государственных образовательных стандартов всех ступеней образования. Принципы системно-деятельностной педагогики, положенные в основу ФГОС, позволяют наладить преемственность в уровнях обучения, готовить молодежь к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном мире.

ФГОС открывают перед российскими школьниками новые возможности и перспективы, создают условия для оптимального развития каждого ребенка.

В настоящее время в нашей стране продолжается становление обновленной системы образования, которая со временем станет ответом на социальный запрос, сформировавшийся в России за период реформ, будет интегрирована в мировое образовательное пространство. Важно, чтобы в генерировании единого образовательного пространства РФ приняли участие не только учебные заведения, но и учреждения культуры, и СМИ, задача которых – информировать о позитивных преобразованиях, наблюдаемых в этой сфере.

4